29 февраля 2024 г. О.Ю. Панова выступила на III Международной научной конференции «Преступление и наказание»: современное состояние изучения (ИМЛИ РАН, 28, 29 февраля – 1 марта 2024).
Тема доклада: «Преступление и наказание» по-афроамерикански: роман Ф.М. Достоевского как претекст в творчестве Ричарда Райта.
Крупнейший классик афроамериканской литературы ХХ века Ричард Натаниэль Райт (1908–1960) считал Ф.М. Достоевского своим главным литературным учителем. С романов Достоевского начался путь Райта в литературу. Его знакомство с Достоевским (в переводе К. Гарнетт) начинается в 1931 г. («Бедные люди», «Бесы», «Записки из Мертвого дома»») и продолжается в 1933-1934 гг.: в это время Райт присоединяется к только что образованному Чикагскому писательскому клубу Джона Рида, вступает в компартию США (декабрь 1933) и становится постоянным посетителем отделения им. Джорджа Кливленда Холла Чикагской публичной библиотеки. Там Райт прочел «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых» и все остальные произведения Достоевского, доступные на английском языке.
Достоевский оказал решающее влияние на творческую индивидуальность афроамериканского прозаика. На протяжении всей жизни Райт неоднократно утверждал, что состоялся как писатель благодаря Достоевскому. Так, в автобиографии «Черный» (Black Boy, 1945) Райт говорит о Достоевском, как об авторе, который сформировал его как личность и как писателя. После переезда во Францию в своих интервью Райт постоянно подчеркивает особую роль Достоевского:
Первым среди авторов, сформировавших мое философское понимание современного человека, был Достоевский (Wright R. Interview. L’Express, Nov. 8, 1960).
Когда я начинал писать, я учился у Достоевского, он был для меня эталоном (Conversations with Richard Wright, eds. K. Kinnamon, M. Fabre. Jackson, MS: University of Mississippi Press, 1993: 241).
Роман «Преступление и наказание» стал претекстом для двух главных романов Райта – «Сын Америки» (Native Son, 1940) и «Посторонний» (The Outsider, 1953). Сюжетостроение (использование элементов формулы криминального и детективного романа, «поединки» преступника и следователя и т.д.), система персонажей, философская проблематика, множественные аллюзии и реминисценции постоянно указывают на первоисточник. При этом Райт, разумеется, не «копирует» Достоевского, но, отталкиваясь от его тем и метафор, наполняет их новым материалом и новым смыслом, передавая специфику афроамериканского опыта. Сопоставление «Сына Америки» и «Постороннего» друг с другом и с первоисточником позволяет проследить, как в творчестве Райта совершался переход от социального «романа протеста» 1930-начала 1940-х гг. к экзистенциализму во второй половине 1940-х-1950-е гг., к сложной символике и претворению расовой проблематики в универсальную образность. При этом именно образно-мотивный комплекс, восходящий к Достоевскому, обеспечивал цельность писательской индивидуальности Райта на протяжении всей его творческой биографии.