СПРАВКИ О ПРОГРЕССИВНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ЛИТЕРАТУРЫ США
Иностранная комиссия Союза советских писателей
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 26. Ед. 3991.
Справки о зарубежных писателей составлялись в Иностранной комиссии Союза писателей СССР с середины 1930-х гг., т.е. с момента ее создания. Эта работа продолжалась и после 1945 г. Справки о прогрессивных американских литераторах, составленные в период холодной войны и антиамериканской кампании, позволяют увидеть, насколько значительным было количественное уменьшение и качественное изменение «пантеона» писателей, чье творчество и общественная деятельность одобрялись в СССР.
Прогрессивная литература США в данное время находится в трудном положении. В последние 2–3 года ряд писателей, активно работавших в области художественной литературы и литературной публицистики, вышли из компартии США. Из партии вышли Самуэль Силлен, Мильтон Говард, Ричард Бойер, Берри Стевис и ряд других. Однако, кроме Фаста, никто из них не занял той воинственно-враждебной, ренегатской позиции, которая находит выражение во всех его произведениях и выступлениях последних двух лет.
В прогрессивном лагере американских литераторов остались и активно действуют испытанные ветераны рабочего движения – старейший пролетарский поэт и публицист Майкл Голд, поэт Уолтер Лоуэнфелс, публицист и писатель Джо Норс, честно, с достоинством держатся Альберт Мальц, поэт и писатель Томас Макграт, романист Филипп Боноски, писатели Альва Бесси и В. Джером. Активно выступают по вопросам негритянской культуры и истории негритянского народа «отец негритянского народа», старейший ученый, писатель и общественный деятель Уильям Дюбуа, писательница Ширли Грекхем, Ллойд Браун.
Среди писателей, близких к рабочему классу и объединённых прогрессивным мировоззрением, можно назвать такие имена Меридел Лесюэр, публициста Альберта Кана, писателей Александра Сакстона, Ларса Лоуренса, Дороти Стерлинг, Абрагама Полонского, сценаристов и драматургов Дальтона Трамбо и Лоусона, поэтесс Ив Мерриам, Ирэны Поли, Марты Миллет, Маргарет Уолкер, находящейся в Китае журналистки Анны Луизы Стронг и других менее известных американских писателей, журналистов и критиков.
Большинство из них сотрудничает в прогрессивных изданиях - журнале «Мейнстрим», еженедельнике «Уоркер» и газете «Пиплз Уорлд» /Сан-Франциско/.
Несмотря на огромные политические и материальные трудности, прогрессивные писатели США продолжают работать над созданием произведений о жизни и борьбе трудового народа Америки.
АЛЬБЕРТ МАЛЬЦ /р.1908 г./
Прогрессивный американский новеллист, романист и драматург. Коммунист. В 1930 году окончил Колумбийский университет.
Мальц активно участвует в работе демократических общественных организаций и организует в 1933 г. «театральный союз» – профессиональную группу, которая ставила пьесы для рабочей аудитории. Мальц сотрудничает в редакции журнала «Икволити», выступающего против расовой дискриминации. В этот период Мальц пишет ряд пьес /«Карусель» и «Мир на земле» – соавторство со Скляром/, «Тёмная шахта» /1935 г./, «Рядовой Хикс» и др.
Рассказы начинает печатать в американской периодике со второй половины 30-х годов. /Впоследствии эти рассказы вошли в сборник «Такова жизнь» /1938 г/. В предисловии к сборнику М. Голд писал: «Новеллы Мальца причиняют боль, подобно хирургической операции. И они так же насущно необходимы, как операции, если Америке суждено прозреть и найти спасение...» В 1938 г. Мальц начал работу над своим первым романом «Глубинный источник» /1940 г./. Герои – американские рабочие и коммунисты. Тема – классовая борьба в Америке. В основе сюжета –реальные факты.
Литературную работу Мальц сочетает с большой общественно-политической деятельностью. На протяжении ряда лет он читает курс драматургии в Нью-Йоркском и Колорадском университетах. С 1940–1950 гг. живёт в Лос-Анжелесе. В годы войны и после войны пишет ряд киносценариев для Голливуда. Среди них – сценарий для документального фильма «Москва даёт отпор» – о разгроме гитлеровских войск под Москвой и сценарий для фильма «Дом, в котором я живу», обличающий расовую дискриминацию. Второй роман Мальца «Крест и стрела» /1944 г./ повествует об антифашистской борьбе в тылу гитлеровской Германии во время Второй мировой войны.
В ноябре 1947 г. Мальц вместе с другими прогрессивными деятелями Голливуда был привлечен к суду и приговорён к году тюремного заключения и большому штрафу. С июня 1950 г. – по апрель 1951 г. Мальц находится в тюрьме. После освобождения уехал в Мексику, где живёт до настоящего времени. В трудное время преследований голливудских прогрессивных деятелей вёл себя мужественно, выступая с речами и статьями, раскрывающими политический смысл преследований прогрессивных деятелей культуры. Впоследствии эти выступления были собраны в сборнике «Писатель-гражданин. Выступления в защиту американской культуры» /1950 г./.
В 1949 г. Мальц опубликовал роман «Путешествия Саймона Маккивера», который трудно отнести к удачам писателя. /Попытка показать престарелого инвалида рабочего, преодолевающего свой недуг и возвращающегося к жизни/. В одноактной пьесе «Дело Моррисона» /1952 г./ А. Мальц разоблачает разгул антикоммунистической истерии.
Последний роман А.Мальца – «Длинный день в короткой жизни» /1957 г./ переведён, как и многие другие его произведения на русский язык и с интересом встречен советскими читателями.
Кроме СССР, где произведения Мальца начали переводиться с середины 30-х гг., его произведения переведены в ГДР, Польше, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Англии, Франции и др. странах.
МАЙКЛ ГОЛД /р.1894 /
Старейший пролетарский поэт и публицист, «ветеран пролетарских писателей США», член компартии США. Большой друг Советского Союза. С 13 лет стал зарабатывать себе на жизнь. За четыре года сменил восемь специальностей. В 1915 г. переехал в г. Бостон, где началась его литературная карьера. Здесь чётко оформляется его прогрессивное мировоззрение. М. Голд становится специалистом и начинает работать в газете «Колл». После Октябрьской революции и разрыва между социалистами и коммунистами, он открыто встаёт на сторону коммунистов и активно сотрудничает в коммунистической прогрессивной печати. Голд является помощником редактора журнала «Мэссис», одним из основоположников «Либерейтора». В 1930 г. в качестве американского делегата присутствовал на международной Конференции революционных писателей в Харькове. В 1933 г. вместе с другими прогрессивными деятелями основал журнал «Нью Мэссис» и был его редактором. На протяжении многих лет сотрудничал в газете «Дейли Уоркер» /орган компартии США/, а после её закрытия продолжает выступать на страницах еженедельника «Уоркер» и прогрессивной газеты «Пиплз Уорлд», выходящей в Сан-Франциско, регулярно публикуя на страницах этих газет статьи на наиболее злободневные вопросы литературы и культуры. Эти статьи выходят под общим заголовком «Изменим мир». В 1954 г. было издано собрание сочинений М. Голда за сорок лет – книга «Произведения Майка Голда». В настоящее время живёт в Сан-Франциско. Принимая во внимание тяжёлое материальное положение М. Голда, было бы желательно установить постоянный контакт и возможность его регулярного сотрудничества с нашими периодическими изданиями – «Литературная газета», «Огонёк» и т.п.
ФИЛИПП БОНОСКИ /р.1916 г./
Американский писатель. Коммунист. Помощник главного редактора журнала «Мейнстрим». Отец – рабочий сталелитейного завода. Среднюю школу Боноски окончил в годы кризиса. После безуспешных поисков работы в родном городе Боноски через два года стал скитаться по стране, переезжая из города в город в товарных вагонах. Остановился в Вашингтоне, где поступил в педагогический колледж, существовавший на средства местных властей. Через два года бросил учёбу в колледже. Возвратился в родной город. Несколько месяцев проработал там на фабрике. Потеряв работу, в 1936 году возвратился в Вашингтон, где как руководитель Союза Рабочих, принимал активное участие в движении безработных. В последующие годы участвовал в работе Союза Рабочих сталелитейной промышленности. В 1941 году возвратился в родной город, поступил на сталелитейный завод и стал принимать активное участие в работе местного отделения профсоюза рабочих сталелитейщиков Америки. Впервые рассказы Боноски появились в печати в 1947 году. В этом же году он занял пост одного из редакторов журнала «Мейнстрим». /Есть основания полагать, что в ближайшем будущем Ф. Боноски станет главным редактором этого журнала/. Перу Ф. Боноски принадлежат многочисленные рассказы, биография одного из основателей местного отделения профсоюза фордовских рабочих «Брат Билл Макки», роман «Горная долина» о преодолении католицизма в сознании рабочего подростка, а также многочисленные статьи, публикуемые американской печатью. В настоящее время Ф. Боноски работает над второй частью романа «Горящая долина».
Боноски занял непримиримую, резко принципиальную позицию по отношению к Фасту после ренегатского ухода последнего из компартии США и изменения отношения Фаста к СССР.
Сейчас Ф. Боноски живёт в Нью-Йорке и принимает самое активное участие в работе прогрессивного ежемесячника «Мейнстрим».
ДЖОЗЕФ НОРС /р.1904 г./
Прогрессивный американский писатель и публицист. Член компартии США. Детство провёл в промышленном городе Пенсильвании. С тринадцати лет начал зарабатывать на жизнь: учебу и школу объединяя с работой на текстильной фабрике, летом работал в порту. Окончил Пенсильванский университет. Некоторое время сотрудничал в пенсильванский газете, а в двадцатых годах примкнул к рабочему движению и стал регулярно сотрудничать в рабочей прессе. Джозеф Норс принимал активное участие в кампании, поднятой в защиту забастовщиков – рабочих текстильных предприятий в Гастонии, боролся за освобождение юношей из Скотсборо. В течение 15-ти лет являлся редактором журнала «Нью Мэссис». Во время испанской войны Джо Норс сражался в Испании в интернациональных бригадах, являясь одновременно корреспондентом коммунистической газеты «Дейли Уоркер» и журнала «Нью Мэссис». После возвращения в Америку Норс путешествует по стране, знакомится с жизнью не только Северной Америки, но едет также в Кубу и Мексику. Во время Второй мировой войны находился в Европе военным корреспондентом.
Джо Норс является одним из редакторов «Антологии пролетарской литературы в Соединённых Штатах» – книги, отражающей творчество пролетарских писателей тридцатых годов.
Перу Норса принадлежит биография покойного Роберта Майнера, коммуниста, художника, политического карикатуриста /1957/. В 1958 г. Норс издаёт биографическую книгу «Люди не чужие друг другу» /книга переводится в ИЛ/.
В настоящее время Норс работает над книгой об Америке послевоенных лет.
Он по-прежнему является редактором еженедельника «Уоркер» по вопросам культуры. Широко связан с прогрессивными писательскими кружками.
По мнению американских товарищей, присутствующих на XX съезде в составе американской делегации, была бы весьма целесообразна поездка Норса в СССР, т.к. в результате такой поездки могло бы родиться много хороших статей о жизни нашей страны и народа.
АЛЬВА БЕССИ /р.1904 г./
Прогрессивный американский писатель, сценарист, публицист, член компартии США. Окончил Колумбийский колледж /1924 г./.
С 1924–1928 гг. в Нью-Йорке работает актёром и постановщиком. В последующие годы сменил много профессий – управляющий книжным магазином, редактор издательства, переводчик, консультант в редакциях газет.
С 1928–1937 гг. живёт в Париже, где и появляются его первые рассказы.
В 1937 г. возвращается в США /Нью-Йорк/. В этом же году едет в Испанию, вступает в батальон Линкольна и сражается на стороне республиканцев. Остаётся на фронте до конца войны, являясь корреспондентом газеты «Доброволец свободы». В течение многих лет сотрудничал в журнале «Нью Мэссис» в качестве театрального критика и кинообозревателя.
В 1935 г. удостоен гугенгеймской премии за художественное творчество. В 1939 г. опубликовал сборник «Люди в борьбе» – рассказ о пережитом в Испании. С 1943 г. – связывает свою работу с Голливудом и пишет ряд сценариев для кинофильмов. В октябре 1947 г. вместе с другими прогрессивными деятелями литературы и кино А. Бесси был вызван в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. За отказ отвечать на провокационные вопросы о своих политических убеждениях был внесён в «черные списки» и приговорён к одному году тюремного заключения /1950–51 гг./
С 1951–1956 гг. Бесси работает в Сан-Франциско в профсоюзном издательстве.
Перу Бесси принадлежат романы, сценарии, рассказы. Последний роман «Антиамериканцы» /1957/ ставит тему верности идеалам свободы и демократии и предательства этих идеалов.
ДЖОН ГОВАРД ЛОУСОН /р.1895 г./
Прогрессивный американский драматург и сценарист. Коммунист. Настоящий сотрудник журнала «Мейнстрим». В 1914 году окончил колледж. Работая редактором в 1917 г., уходит с французской армией добровольцем на фронт и до 1923 года живёт в Европе.
В 1930-х годах посвящает свою деятельность кино и театру /работает для Голливуда и Бродвея/, являясь автором ряда сценариев. В 1947 г. его карьера сценариста была резко оборвана вмешательством в дела Голливуда комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Лоусон отказывался отвечать на провокационные вопросы комиссии, касавшихся его принадлежности к коммунизму и коммунистических убеждений его друзей. В апреле 1948 г. Джон Говард Лоусон был признан виновным, обвинён в «неуважении» к Конгрессу. В июне 1950 г. был приговорён к одному году тюремного заключения. В начале 1950 г. был опубликован его первый том истории культуры США – «Скрытое наследство».
/Перу Лоусона принадлежит публицистическая книжка «Фильм в борьбе идей»/.
УИЛЬЯМ ДЮБУА /р.1868 г./
Известный негритянский учёный, прогрессивный писатель. Лауреат Международной премии мира. Член Всемирного Совета Мира. Окончил среднюю школу в родном Массачусетсе. После окончания Гарвардского университета /1880 год/ едет в Берлин для продолжения образования. Впоследствии получает ряд учёных степеней и званий в других университетах и избирается действительным членом Американского института искусств и изящной словесности. /Впервые в среде негров/. В 1930 г. издаёт книгу «Душа черного народа». Эта книга принесла ему литературную славу. Преподает экономику и философию в негритянском университете Атланты. В 1910 г. когда белые и негры объединились и создали «Национальную Ассоциацию Содействия прогрессу Цветного Населения», Дюбуа ушел из университета Атланты и стал издавать печатный орган этой Ассоциации – «Кризис». Он резко осудил первую мировую войну и принял активное участие в движении в защиту мира. Накануне мирной конференции 1919 года он находился в Париже. Несмотря на сильную оппозицию, ему удалось созвать панафриканский конгресс. Конгресс принял резолюцию, требующую издания закона о справедливом отношении к африканцам. В период между двумя войнами Дюбуа ставил своей задачей расширение Панафриканского движения. В 1921 г. В Лондоне и Брюсселе под председательством Дюбуа состоялись конгрессы панафриканистов, в 1923 г. – в Лондоне и Лиссабоне, в 1927 г. – в Нью-Йорке.
В 1928 г. Дюбуа приехал в СССР. В 1936 г. он совершил вторую поездку в СССР и, возвращаясь на родину через Китай, впервые побывал в Азии. В 1945 г. Дюбуа организовал в Манчестере /Англия/ Пятый Панафриканский конгресс. Впоследствии Дюбуа вновь начал преподавать в университете Атланты и работать в «Национальной Ассоциации Содействия прогрессу Цветного Населения». В результате этой работы и своих наблюдений издаёт книгу «Мир и Африка» /1947г./.
В 1948 г. Дюбуа прерывает с Национальной Ассоциации, предавшей интересы африканского народа, продемонстрировавшей готовность сквозь пальцы смотреть на проявления политики неонацизма. В этом же году создаётся прогрессивная партия США. Дюбуа соглашается оказать этой партии поддержку именно в тот момент, когда власти объявили эту партию «организацией, контролируемой коммунистами». Его исключают из рядов «Ассоциации Содействия Прогрессу Цветного Населения», которой он отдал 30 лет жизни. Он принимает почетное звание вице-председателя «Совета африканских проблем»/ без материальной компенсации за работу/. Эта организация была зарегистрирована верховным прокурором, как «подрывная организация».
В 1949 г. Дюбуа принял участие в организации конференции в защиту мира в Нью-Йорке. Месяц спустя выступил на конгрессе в защиту мира в Париже. В августе 1949 г. поехал в Москву, чтобы выступать на Всесоюзной конференции сторонников мира. Весной 1950 г. В США был организован Информационный центр сторонников мира. Этой организации официально было предложено зарегистрироваться как «агенту иностранного государства». В 1951 году вместе с другими деятелями этого Центра Дюбуа был обвинён в «нежелании зарегистрироваться как агент иностранной державы». Дело было передано в суд. Поднялась волна протестов. Правительство было вынуждено «неофициально» прекратить дело.
В 1957 г. правительство нового государства Гана приглашает «сына африканского движения» в качестве почетного гостя на празднование своей независимости. Дюбуа отказали в паспорте. В 1958 г. профессор Дюбуа и его супруга Ширли Грэм после Стокгольмского конгресса по разоружению посещают Москву. В настоящее время они находятся в Китае, откуда, по-видимому, в мае отправятся в Москву.
У. Дюбуа – автор романа «Испытания Мансарта» /изображение жизни негров от гражданской войны до 50-х годов/.
ШИРЛИ ГРЭХЕМ /р.1896 /
Негритянская прогрессивная писательница и журналистка, постоянный сотрудник журнала «Мейнстрим». Окончила колледж /1934 г./. Училась в Сорбонне.
Первые серьезные литературные опыты относятся к области музыкальной драмы, одна из её музыкальных драм была поставлена Кливлендской оперной кампанией /1932 г./. Её перу принадлежит также ряд пьес, поставленных в своё время в разных частях света небольшими театральными группами. Среди них – биография французского негра, одного из первых поселенцев в районе Чикаго. В 1946 г. издана её книга «Жил-был раб» – биография Фредерика Дугласа. Это произведение было удостоено награды Джулиана Месснера.
В 1950 г. издана книга «Ваш покорнейший слуга» – биография Бенджамина Баннекера, удостоенная награды журнала «Сатурдей ревью». В последние годы активно сотрудничает в прогрессивной американской печати, выступая главным образом на встречах негритянского народно-освободительного движения.
Написанная ею в 1953 году биография Пола Робсона была изъята Госдепартаментом из фондов библиотек США.
Ширли Грэхем является супругой писателя Дюбуа, вместе с ним она в 1958 г. приезжала в Советский Союз. В настоящее время находится в Китае, предполагает в мае вернуться в СССР.
Роман Ш. Грэхем «Жил-был раб» готовится издательством «Молодая гвардия» к публикации на русском языке.
АННА ЛУИЗА СТРОНГ
Известная журналистка. Автор многих книг о СССР и Китае. Начиная с 1921 года неоднократно посещала СССР, длительное время жила здесь, являясь одним из редакторов газеты «Москау Ньюс».
В 1940 году была выслана из СССР по ложному обвинению в шпионаже. В 1955 году это обвинение было снято Советским правительством.
Стронг выпустила небольшую книгу «Эра Сталина», в которой даёт краткий очерк истории развития СССР и характеризует деятельность Сталина. Цель – дать объективное освещение великих завоеваний советского народа. В целом, невзирая на ряд субъективных оценок, книга проникнута духом дружбы и уважением к Советскому Союзу. Книга, как нужная и современная, была высоко оценена прогрессивной общественностью Америки.
Стронг принимает участие в движении борьбы за мир. Она являлась делегатом Стокгольмского конгресса по разоружению. В 1958 году посетила СССР, после чего уехала в Китай, где живёт до настоящего времени и намерена остаться на неопределенный срок. Стронг является постоянным корреспондентом американской газеты «Нейшнл Гардиан». Она регулярно публикует на страницах этой газеты статьи о Народном Китае, к которому относится с глубокой любовью и симпатией.
АЛЬБЕРТ КАН
Прогрессивный американский публицист. Живёт с семьёй в Сан-Франциско. В прошлом профессиональный спортсмен.
Автор книг «Тайная война против Америки» /1942/ – книга написана с участием Артура Кана, и «Тайная война против Советской России» /1946/, написанная в соавторстве с М. Сейресом. /Обе книги переведены на русский язык Издательством Иностранной литературы в 1947 году/. За участие в Стокгольмском заседании Бюро Всемирного Совета Мира лишился паспорта. Неоднократно выступал в США и за границей в защиту мира и демократии.
Недавно завершил работу над книгой, разоблачающей американское правосудие /книгу предполагается издать в переводе на русский язык/.
В 1958 году Кан посетил Советский Союз, после чего им написан ряд статей, опубликованных в советской периодике /журнал «Огонёк», «Крокодил» и т.п./
УОЛТЕР ЛОУЭНФЕЛС
Прогрессивный американский поэт и публицист. Член компартии США. Постоянный сотрудник прогрессивного ежемесячника «Мейнстрим». Регулярно публикует свои стихи и статьи в американской периодической печати /еженедельнике «Уоркер» и газете «Пиплз уорд»/.
Несколько лет назад вместе с 8-ю прогрессивными деятелями Филадельфии был обвинён в «подрывной деятельности», привлечен к суду, осуждён по закону Смита и заключён в тюрьму. Во время судебного процесса и пребывания в тюрьме написал книгу «Возлюбленные», в которой запечатлел эти реальные события, перемежая изложение фактов стихами, отрывками из поэм, переводами из Данте, Бодлера, Арагона, сонетами о любви и стихами для детей.
«Поэзия – вот моё преступление – говорит поэт – ...Поэзия, воспевающая людей, которые стремятся жить в мире, поэзия, проникнутая верой в то, что человек восторжествует над всем бесчеловечным».
Из тюрьмы был выпущен под залог в 10 тысяч долларов.
Несколько стихотворений из сборника «Сонеты любви и свободы» были опубликованы в переводе на русский язык в журнале «Иностранная литература», №3 – 55г. / У. Лоуэнфелс резко осудил ренегатство Фаста.
Несколько месяцев назад У. Лоуэнфелс издал новый сборник стихов – «Американские голоса», тепло встреченный прогрессивной американской печатью /рецензия в «Уоркер» 18 января 1959 г./
ТОМАС МАКГРАТ /1916 г./
Прогрессивный американский поэт, прозаик, критик. Коммунист. Постоянный сотрудник «Мейнстрим».
После окончания средней школы поступает в Университет Северной Дакоты. Для продолжения образования вынужден был сочетать учебу с работой разнорабочего на ферме. Занимался преподавательской деятельностью, после чего отошёл от академической жизни и, переехав в Нью-Йорк, сменил множество профессий, в частности, работал на кораблестроительном предприятии. Три года служил в американской армии, из них два года пробыл на Алеутских островах. После войны один год занимался в Оксфордском университете. Много путешествовал по Европе. Возвратившись в США, опубликовал один роман и несколько поэтических сборников.
В 1957 г. Макграт опубликовал фантастическую повесть «Ворота лживых грез, ворота правды», где в форме фантастического гротеска рисует мрачное будущее Америки в случае победы фашистских тенденций.
ЛЛОЙД БРАУН /1913 г./
Прогрессивный американский писатель – негр.
Рано осиротев, воспитывался в приютах. С начала 30-х годов ведёт активную профсоюзную работу среди рабочих-сталелитейщиков в штате Огайо, рабочих-текстильщиков в штатах Новой Англии, рабочих-металлистов – в Нью-Джерси. В 1936 году переезжает в Питсбург /штат Пенсильвания/, чтобы содействовать объединению рабочих сталелитейщиков в союз промышленных организаций, новый профсоюз индустриальных рабочих, формировавшийся в США в тот период. За участие в этом движении Браун был арестован и заключён в тюрьму.
Первый роман Л. Брауна «Железный город» был опубликован в 1951 г. Основой сюжета романа послужили реальные события, пережитые автором в период его профсоюзной работы в Питсбурге, а также во время его пребывания в тюрьме.
В годы второй мировой войны Л. Браун три года служил в частях Американского военно-воздушного флота, в лётном эскадроне «Джим Кроу» /специальный эскадрон для негров/. После демобилизации возвращается в США и поступает на штатную работу в журнал «Нью Мэссес» /впоследствии «Мейнстрим»/. С 1947 г. неоднократно публиковал на страницах прогрессивной американской печати критические и публицистические статьи. Последнее время работает над вторым романом о современной негритянской жизни. Перу Брауна принадлежит также ряд интересных рассказов.
Чтобы заработать на жизнь Ллойд Браун работает сейчас корректором в типографии.
ДАЛТОН ТРАМБО /1905 г./
Прогрессивный американский сценарист, драматург и поэт. После смерти отца начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь. С 1925 г. пошел работать в пекарню на упаковку хлеба в ночную смену. Проработал там 9,5 лет. За это время написал 38 новелл и 6 романов – ни одно из этих произведений не увидело света.
Одновременно с работой в пекарне посещал около двух лет Южно-Калифорнийский университет, писал рецензии на кинокартины для коммерческого киножурнала и выполнял другие работы. Впервые начал печататься в «Голливуд спектейтор». Впоследствии стал редактором этого журнала. После закрытия «Спектейтора» вынужден был искать другие средства к существованию, написал книгу «Затмение» и ряд рассказов. Через год стал сценаристом и с тех пор активно работал в кино. Осенью 1936 г. публикует вторую книгу «Нервы Вашингтона». Книга эта была переделана в пьесу, которую весной 1938 г. поставила «Театральная гильдия». Третья книга Трамбо «Джонни получил винтовку» – произведение резко антивоенной направленности.
Д. Трамбо автор ряда известных сценариев для фильмов /«Человек, о котором надо помнить», «Небеса с оградой из колючей проволоки» и др./
В 1947 г. Д. Трамбо вместе с другими прогрессивными деятелями Голливуда был вызван в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Его имя было включено в «черные списки», и за неуважение к конгрессу он был приговорён к тюремному заключению.
В последние годы Д. Трамбо издал пьесу «Вор в городе» и печатает статьи в американской прогрессивной печати.
ЧАРЛЬЗ ГУМБОЛЬДТ /1910/
Поэт и критик, главный редактор журнала «Мейнстрим». Освоил грамоту в средней школе. Юность провёл в скитаниях по стране – пешком, на попутных машинах, в товарных вагонах. Выполняя самые разные работы – на поле, в порту, на кораблях и т.п. Во время второй мировой войны служил в авиачастях. В своё время был одним из редакторов журнала «Нью Мэссес» /сейчас «Мейнстрим»/. Автор многочисленных статей по вопросам теории литературы и критических работ по современной литературе США.
МЕРИДЕЛ ЛЕСЮЭР /1900 г./
Американская прогрессивная писательница, постоянный сотрудник ежемесячника «Мейнстрим». Большую часть жизни провела на Среднем Востоке США.
Меридел Лесюэр выросла в прогрессивном окружении. Была арестована во время демонстрации протеста по поводу казни Сакко и Ванцетти. В период кризиса 1930-х гг. принимала активное участие в деятельности рабочих объединений и в Национальном совете безработных. Перу Лесюэр принадлежат книги для юношества о Линкольне «Ненси Хэнкс с пустынной дороги» и «Путь по реке» /1954/. Последняя книга, тепло встреченная демократической печатью, вызвала резкие нападки со стороны ряда буржуазных критиков, усмотревших в ней «скрытые вредные идеи».
В настоящее время М. Лесюэр находится в весьма трудном материальном положении. Завершает работу над книгой о путешествии по северо-западным штатам /впечатления и беседы с фермерами Миннесоты/. Для оказания ей материальной поддержки весьма желательно было бы перевести у нас её книгу «Салют весне».
В. ДЖЕРОМ /1896/
Прогрессивный американский писатель. Автор ряда рассказов и статей, опубликованных на страницах прогрессивной печати. В 1956 г. Джером отмечал своё шестидесятилетие в тюрьме, куда был заключён по закону Смита. В тюрьме он написал 10 глав нового романа.
Джером – автор автобиографического романа «Фонарь для Иеремии», в котором рассказывается о детстве мальчика, проведенном в польском гетто. В настоящее время Джером находится в Польше и работает над второй частью романа.
АЛЕКСАНДР САКСТОН
Прогрессивный американский писатель, коммунист. Вырос в Манхэттене. Среднюю школу окончил в Эксетер /Нью-Хемпшир/. Два года посещал Гарвардский университет, затем переведен в чикагский университет и закончил его в 1940 г. Сменил много профессий – был учеником архитектора, рабочим на пробковой фабрике, мастером кафельного завода, разнорабочим в цирке, проводником товарных поездов, сталеваром на чикагском заводе, железнодорожником и стрелочником.
Писать начал ещё в годы учебы. Свой первый роман «Большой железнодорожный узел» /1943 г./ Сакстон написал, работая на железной дороге в Чикаго. В 1943 г. он поступил в торговый флот и был радистом на корабле. Большую часть романа «Большая Среднезападная» он писал в море. Роман был опубликован в 1948 году, в настоящее время Сакстон живёт в Калифорнии. В последние годы мало активен.
А.ПОЛОНСКИЙ
Прогрессивный американский писатель, сценарист, член компартии США. Литературную деятельность начал с создания пьес для радио. Некоторое время жил в Голливуде, работая над сценарием для фильма «Душа и тело». Жил заграницей. В этот период работал над романом «Мир над нами». Возвратился в Америку в 1956 году, издал роман «Пора страха», высоко оцененный американской прогрессивной критикой. «Этот роман написан с жаром и страстью талантливым художником» – пишет Джо Норс на страницах коммунистической газеты «Уоркер» /23.XII.56 г./
«...Это книга, которую должен прочитать каждый человек, живая хроника наиболее позорных сторон современной нам действительности; одновременно в ней показана подлинная честность большинства американцев, что внушает надежды на будущее».
Сейчас А. Полонский работает над новым романом.