Шарль Вильдрак (1882, Париж – 1971, Сен-Тропе) – поэт, писатель, эссеист, драматург, автор рассказов и романов для молодежи.
Шарль Мессаже, взявший псевдоним Вильдрак в честь героя Вальтера Скотта, родился в Париже, в 5-м округе, 22 ноября 1882 г. Его отец, Анри Мессаже, участвовал в Парижской Коммуне в 1871 г. и был депортирован в Новую Каледонию. По возвращении он женился на школьной учительнице Мелани Декор.
В конце 1890-х гг. в Лицее Вольтера Вильдрак написал свои первые стихи, а в восемнадцать лет опубликовал несколько стихотворений в журналах. Работал секретарем адвоката из круга братьев Гонкуров. В 1901 г. опубликовал текст под названием «Верлибризм», представляющий собой защиту традиционного стиха и полемически направленный против поэтики символизма.
В 1902 г. он познакомился с Жоржем Дюамелем, в 1906 г. женился на его старшей сестре Розе, и вскоре вокруг них сформировалась группа поэтов и художников, основавшая литературное содружество «Аббатство» в аббатстве Кретей (1906–1908). Вместе с другими членами «Аббатства» – Рене Аркосом и Жоржем Дюамелем – Вильдрак выступал за возрождение социальной поэзии. В 1910 г. совместно с Ж. Дюамелем он написал «Заметки о поэтической технике», а в 1912 г. опубликовал сборник стихов в прозе под названием «Открытия».
Поэтический язык Вильдрака непосредственен, конкретен. В своих произведениях он изображает мир, населенный людьми, оторванными от корней, неспособными воплотить свою мечту. Поэтика его «поэзии будней», простота его поэтического языка оказали влияние на французскую поэзию ХХ века, в частности, на Поля Элюара.
Во время Первой мировой войны Вильдрак стал на позиции пацифизма, как Ромен Роллан и другие писатели его круга. А.В. Луначарский об антивоенном сборнике стихов Вильдрака «Песни отчаявшегося» («Chants du désesperé», 1929) писал: поэт проклял империалистическую бойню и оплакивал её жертвы; его стихи «полны нежнейшей человечности и глубокой боли» (Луначарский А.В. Собр. соч. Т. 5. 1965. С. 436)
В это время Вильдрак сблизился с социалистическим движением, стал активистом барбюсовской группы «Кларте» в первый период её существования (1919), но отошёл от неё, когда деятельность группы стала принимать явно революционный характер. «Попутчик» Коммунистической партии в 1930-е гг., член Ассоциации революционных писателей и художников (АЕАR) Франции. Вильдрак совершил несколько зарубежных поездок: в Японию в 1927 г., в СССР в 1928 и 1935 гг., в Испанию в 1934 г.
Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления, издавая подпольно «Les Lettres françaises». Автор антифашистских стихов «Париж 1943» (рус. пер. 1968). В 1943 г. он был арестован гестапо и заключен в тюрьму во Френе. С 1944 г. до своей отставки в 1953 г. Вильдрак был членом руководящего комитета Национального комитета писателей.
В 1960 г. Вильдрак вместе с другими писателями подписал «Декларацию о праве на неповиновение во время войны в Алжире», известную как «Манифест 121». В 1963 г. он получил Гран-при по литературе Французской академии.
Шарль Вильдрак оставался на периферии современной эпохи благодаря определенному классицизму, простоте, приверженцем которой он всегда был. Он обладал «даром сочувствия». «Его театр для него – лишь продолжение его поэзии», – сказал Морис Женевуа, постоянный секретарь Французской академии, вручая Шарлю Вильдраку Гран-при по литературе 1963 года.
В 1928 г. Вильдрак впервые посетил Москву, в 1935 г. приехал еще раз, стал «другом СССР», неоднократно высказывался в защиту СССР.
Свои впечатления от двух поездок в СССР изложил в книгах «Новая Россия» (1937, переизд. 1947), «Детство в СССР», в лекции «СССР и детство» (1945), в статье «Пятьдесят лет» (1967).
Russie Neuve. (Voyage En U. R. S. S.). Editions Emile-Paul Frères, 1937. 255 p.
На русский язык переведены книги Ш. Вильдрака:
Вильдрак Ш. Открытия. Л.: Прибой, 1927. 75 с.
Вильдрак Ш. Демобилизованный / Пер. с фр.; предисл. А. Эфроса. М.: Огонек, 1929. 36 стр. (Библиотека «Огонек», № 466).
Вильдрак Ш. Мило: Повесть. М.: Детская литература, 1970. 176 с.
Вильдрак Ш., Дюамель Ж. Теория свободного стиха (Заметки о поэтической технике). Пер. В.Г. Шершеневича. М.: Имажинисты, 1920. 48 с.
Дюамель Ж. и Вильдрак Ш. Теория свободного стиха // Шершеневич В.Г. Листы имажиниста. Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1996. 528 с.
Осип Мандельштам о Ш. Вильдраке
(внутренняя рецензия)
Charles Vildrac. Découvertes
Шарль Вильдрак. Открытия
Шарль Вильдрак – один из виднейших представителей литературной школы унанимистов, преследующей задачу изучения человека как социальной особи и подчеркивающей в обществе главным образом его органическую природу. Подобно товарищам своим Жюлю Ромэну и Дюамелю, Вильдрак является прославителем социальной радости и мощи, придавая им несколько биологический оттенок.
Небольшая книжечка «Открытия» ограничена весьма строгим и простым замыслом: в ней говорится о социальных касаниях и прикосновениях, взятых, так сказать, в чистом виде, как прозрачная легкая ткань. Книжка состоит из маленьких очерков по 5–6 страниц каждый и небольшого отрывка диалогической формы. Каждый очерк разрабатывает какой-нибудь незначительный факт обыденной жизни, освещая его по-новому с точки зрения социальной значимости радости общения.
На лесах строящегося здания двое каменщиков затеяли шутливую погоню; прохожие с сочувственным любопытством наблюдают за этой игрой. Уличная толпа на мгновение становится органическим целым. Неожиданное развлечение воспринимается каждым по-своему и ощущается как редкий и ценный подарок.
Семилетний ребенок прильнул к окну поезда, жадно впитывая впечатления.
Приятель в гостях у приятеля знакомится с новым человеком: люди нащупывают друг друга, перед каждым открывается громадный и увлекательный мир.
Двое прохожих озабочены составлением маршрута для случайного встречного.
Сосед по квартире дарит корзинку с грушами человеку, впавшему в дурное настроение, и тот по-новому расценивает пережитый день.
Несмотря на свою примитивную бесфабульность (за исключением одного драматического эпизода), эти очерки читаются чрезвычайно легко. Они увлекательны потому, что построены на принципе нарастающего удивления обыденным вещам.
Весьма характерен для Вильдрака его подход к современной мертвящей вежливости с ее неизбежными на каждом шагу «простите». Он противополагает ей новую вежливость – непосредственную, опирающуюся на живой интерес человека к человеку, построенную на свободе и непринужденности социальных прикосновений.
Центром тяжести книги, придающим ей определенную устойчивость, нужно считать мастерский диалогический отрывок: здесь говорится о людях (муж, служащий в бюро, и его жена), по природе своей неловких и стеснительных. У них нет друзей, они не владеют искусством быстрого сближения с себе подобными. С необычайной простотой и убедительностью вскрывается внутренний мир обреченной на одиночество скромной четы. Является гость. Он пришел не по делу, без задней мысли, просто так. Сначала этому не верят. Потом бурная и целомудренная вспышка радости.
Книжка Вильдрака чрезвычайно ценна своим органически культурным подходом к обнаженной проблеме социального общения. Этот подход не является классовым по своему импульсу, но окрашен подлинным и воистину революционным исканием. Эта книга не только занимательна благодаря прозрачнейшему стилю Вильдрака, но также безусловно полезна с воспитательно-культурной точки зрения.
‹1926›
Ист.: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1994. Т. 3. С. 592.