Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке Сайт создан по проекту РНФ № 23-18-00393

Материалы к монографии

На протяжении всей своей истории Советский Союз привлекал внимание зарубежных интеллектуалов. По возвращении многие из них публиковали травелоги — статьи, очерки и целые книги, в которых излагали свои путевые впечатления. В ряду многочисленных свидетельств, оставленных иностранными гостями, — журналистских репортажей, торговых отчетов, дипломатических документов, деловой и личной корреспонденции — особый интерес представляют литературные травелоги, созданные прозаиками и поэтами.

Опыт революции 1917 г. и послереволюционного переустройства общества привлекает пристальное внимание правящих кругов и общественности в европейских странах, в том числе и в Италии, где интерес к СССР обусловлен еще и общностью исторической судьбы — установлением тоталитарного режима в 1920-х гг. Восприятие Советской России в итальянском обществе отличается амбивалентностью, которая объясняется, с одной стороны, необходимостью поддерживать торгово-экономические, политические и культурные контакты между двумя странами, с другой — создаваемым пропагандой образом коммунизма и большевизма как идеологического противника фашизма. Несмотря на использование фашистской пропагандой антикоммунистических лозунгов, 1920-е и первая половина 1930-х гг. становятся для Италии и СССР временем политического и культурного сближения и экономического сотрудничества. Наряду с торговыми и дипломатическими представителями, в СССР во все большем количестве проникают итальянские журналисты и писатели (В. Кардарелли, К. Малапарте, К. Альваро и др.), чьи очерки и статьи о поездках в СССР не только публикуются в периодических изданиях, но и издаются отдельными сборниками-травелогами.

Обложка первого издания книги К. Альваро «Творцы потопа» (1935 г.)

    Во второй половине 1930-х гг. отношения между СССР и Италией обостряются, однако после Второй мировой войны, в 1950-1960-х гг., культурные контакты возобновляются с еще большим размахом. После падения фашистского режима популярность левых партий в Италии высока как никогда. Этому способствует не только память о героическом партизанском прошлом (а именно социалисты и коммунисты некогда составили ядро антифашистского Сопротивления), но и высокий послевоенный авторитет Советского Союза, который поддерживается влиянием советского мифа — комплекса представлений, создававших позитивный образ СССР. В Италии пик влияния этого мифологического комплекса приходится на вторую половину 1940-х — начало 1950-х гг. Этот короткий, но яркий период в истории советско-итальянских отношений отмечен появлением целого ряда апологетических травелогов, созданных такими «друзьями» СССР, как Либеро Биджаретти, Рената Вигано, Италь Кальвино, Сибилла Алерамо.

Поздравление с Рождеством 1962 г., отправленное писателем Л. Биджаретти переводчику Георгию Брейтбурду (РГАЛИ. Ф.2820. Оп.1. Ед. хр.12. 1 л.)

Обложка советского издания романа Р. Вигано «Аньезе идет на смерть» (Viganò R. L'Agnese va a morire. Torino: Einaudi, 1949; рус.пер.: Вигано Р. Товарищ Аньезе / Пер. с итал. А. Богемской. Москва: Изд-во иностр. лит., 1951)

Записка С. Алерамо переводчику Георгию Брейтбурду о состоянии ее здоровья из подмосковного санатория «Сосны» 10 августа 1957 г. (РГАЛИ. Ф.631. Оп.26. Ед. хр.1691. 1 л.)

 

Переломной датой в истории западной рецепции СССР обычно считают 1956, год ХХ съезда и подавления Венгерского восстания — событий, ускоривших разрушение «советских» мифологических структур. Разоблачение культа личности, либерализация социальной, политической и культурной жизни СССР после смерти Сталина, венгерские события, подорвавшие лояльность западных интеллектуалов Советскому Союзу, — все это приводит к кризису советского мифа. Одновременно меняется и тон путевой прозы: если травелоги начала 1950-х, доказывая превосходство советского строя, апологетически описывали социально-экономические достижения СССР, то с середины 1950-х в путевых заметках появляются явно критические ноты.

            Маршруты и программы путешествий во второй половине 1950-х гг. по-прежнему состоят из стандартного набора пунктов (с незначительными вариациями, в зависимости от предпочтений «гостя» и продолжительности визита): посещение Москвы, Ленинграда, Загорска (нынешний Сергиев Посад), одной или нескольких национальных республик (Кавказа или Средней Азии), сопровождающееся демонстрацией образцовых советских институтов, призванных продемонстрировать позитивные черты советской системы. Однако есть и важное отличие: в эпоху «оттепели» стандартные техники политического гостеприимства, отработанные еще в 1920–1930-е годы, дополняются неформальными встречами и общением (в домашней обстановке, в гостинице или ресторане) с интеллигенцией — писателями, художниками, студентами, что становится знаком либерализации и растущей открытости советского общества. В ситуации оттепельной гуманизации культуры фокус внимания смещается с общества на индивида, фиксация внешних впечатлений и социально-экономический анализ дополняются исследованием психологии советских людей, не только коллективной, но и индивидуальной. Впрочем, даже выводы о коллективной психологии и национальном характере теперь базируются не столько на стереотипах и предрассудках, сколько на личном общении, на изучении высказываний, манер и характеров отдельных людей. Эти особенности характерны для травелогов середины 1950-х — 1960-х гг., написанных Анной Марией Ортезе, Карло Леви, Альберто Моравиа, Курцио Малапарте, Пьером Паоло Пазолини, Гоффредо Паризе, Гвидо Пьовене.

Обложка первого издания сборника А. М. Ортезе «Русский поезд» (Ortese A.M. Il treno russo. Catania: Pellicanolibri, 1983)

Обложка первого издания книги К. Леви «У будущего древнее сердце» (1956 г.) (Levi C. Il futuro ha un cuore antico: viaggio nell'Unione Sovietica. Torino: G. Einaudi, 1956)

Карло Леви в СССР с Константином Симоновым (Fondazione Carlo Levi https://carlolevifondazione.it/)

Карло Леви с Сибиллой Алерамо и Альберто Моравиа на VIII Конгрессе Итальянской коммунистической партии в Риме 8 декабря 1956 г. (Getty Images)
 

Обложка первого издания книги А. Моравиа «Месяц в СССР» (1958 г.) (Moravia A. Un mese in URSS. Milano: Bompiani, 1958)

Альберто Моравиа и Пьер Паоло Пазолини на итало-советском конгрессе по вопросам функционирования культуры в современном обществе в Риме 17 марта 1962 г. (Biblioteca Universitaria di Bologna https://bub.unibo.it)

Курцио Малапарте в самолете по дороге в СССР в марте 1957 г. (Getty Images)

    Пьер Паоло Пазолини с Михаилом Исаковским, Сальваторе Квазимодо и Сибиллой Алерамо на встрече с советскими писателями в Обществе «Италия-Россия» в Риме 8 октября 1957 г. (Biblioteca Universitaria di Bologna https://bub.unibo.it)

Пьер Паоло Пазолини с Джорджо Амендола, Карло Леви и Альберто Моравиа на приеме в честь 43-й годовщины Октябрьской революции в советском посольстве в Риме 7 ноября 1960 г. (Biblioteca Universitaria di Bologna https://bub.unibo.it)


Страница из благодарственного письма, отправленного Г. Пьовене Союзу писателей после возвращения из первой поездки в СССР (Переписка с Г. Пьовене о поездке в СССР. 11 января — 2 июня 1960 г. // РГАЛИ. Ф.631. Оп.26. Ед. хр.1813. 14 л. Л.10)

    В течение 1960-х гг. в отношении Запада к СССР происходит важная, но трудноопределимая перемена, отразившаяся в резком снижении количества литературных травелогов. Суть этого изменения сформулировал писатель и режиссер Марио Сольдати во вступлении к травелогу «Короткое путешествие в страну долгого времени», написанному после посещения международного кинематографического симпозиума в Москве в 1966 г. Со ссылкой на эссеиста Пьетро Читати автор замечает, что современный человек, переживший за последние десятилетия слишком многое, перестал чему-либо удивляться: «в 1966 г. для большинства западных людей СССР еще был полон тайны», к концу 1960-х он перестает привлекать внимание пресытившейся информацией западной публики. Данное наблюдение, вероятно, в какой-то степени объясняет снижение числа литературных травелогов о Советском Союзе в 1960-е и, в особенности, в 1970-1980-е гг. Хронологически этот процесс совпадает с завершением хрущевской «оттепели» и началом эпохи «застоя», связанной с именем Л. И. Брежнева, и сопровождается упадком мифологического начала — почти полным разрушением советского мифа и ослабеванием более древних структур русского мифа, уходящего своими корнями в XVIII в. и, несмотря ни на что, до некоторой степени сохранившего свое влияние вплоть до настоящего времени.


Обложка первого издания сборника путевой прозы М. Сольдати «Вовне» (1968 г.) с циклом очерков «Короткое путешествие в страну долгого времени»